Corporate business

2010 year. Meeting with Bank Vozrozhdenie business partners at Baikonur spaceport

Despite the overall decline in margins in the Russian banking sector, last year was a successful one for Bank Vozrozhdenie corporate business due to its commitment to prudent and conservative policy, long-term partnership relations with clients, and effective use of its broad product line.

Key goals of the corporate business in 2012 included:

  • expanding the client base and increasing the share of SMEs
  • strengthening the Bank’s position on the corporate market
  • keeping the high quality of the loan portfolio
  • maintaining the diversified structure of the client base
  • expanding cross-selling and increasing revenues per client
  • streamlining business processes

In 2012, the number of corporate customers grew by 1.9% to over 63,400. The SME segment expanded by 12.6% and its share in the total client base rose to 12.8%, from 11.5% in 2011. Our individual approach and partnership relations in finding solutions to clients’ financial problems, as well as our broad range of banking products, were the main factors that helped to attract new corporate customers.

Client segments

Small and medium enterprises

SMEs have historically been a key client segment for us. Bank Vozrozhdenie aims to provide financing for small enterprises on the most attractive terms. It has actively developed lending through the “Co-Financing” product within the framework of partnership programmes with SME Bank, as part of the State Programme for Financing of Small and Medium Business. During the implementation of the programme in 2012, more than 500 entrepreneurs in the regions where we are present received financing for the total amount of over RUB15.5 billion. In September 2012, in cooperation with SME Bank, we launched the “FIM Tselevoi” (Special purpose financing of modernization and innovation) product under which we finance SMEs for a term of up to five years. For this new product SME Bank provided Bank Vozrozhdenie with a five-year credit line of RUB 1.5 billion. As of the end of 2012, 30 companies had already received loans totaling more than RUB700 million to develop their businesses.

At the end of 2011, the Bank launched a product to finance micro-businesses as part of the Microbusiness programme developed in cooperation with the European Bank for Reconstruction and Development (EBRD). In 2012, around 300 agreements totaling RUB 500 million were signed with clients by Bank Vozrozhdenie branches participating in the pilot programme. The maximumvolume of a single loan that can be issued under the programme was increased to RUB 15 million. In addition, Bank Vozrozhdenie launched a new product to provide loans to business owners. For its implementation the Bank approved special procedures for lending approval, collateral requirements, monitoring process description and special terms of providing loans, which help to keep the quality of the loan portfolio at a high level.

During the year, the Bank continued to work with regional funds that support the development of SMEs: agreements were signed in St Petersburg and Khabarovsk and the decision was taken for work in Yaroslavl Region. Today, as part of its support for small businesses, the Bank offers its borrowers to use guarantees of the funds as collateral in 14 regions. During the year, local funds issued guarantees totaling RUB1.2 billion to secure loans to be provided by the Bank, which allowed us to grant over RUB 2.5 billion in SME financing.

Major corporate customers

Bank Vozrozhdenie seeks to maximize the use of its extensive branch network, providing large corporate customers with unified rates and standards of service, as well as ensuring a tailored approach by providing a personal client manager.

In 2012, the Bank continued to work successfully with such large customers as hypermarket chain Hyperglobus, Megapolis Trading House, Vimpelcom, retail chains Victoria, Vester and Pyaterochka, Gloria Jeans Group, Soyuzdorstroi and Modus Group, the largest network of car showrooms and repair centers in Southern Russia, as well as many others.

Major new customers of the Bank included: largest Finnish pharmaceutical holding Oriola, Ametist Group, Kosmosaviaspetsstroi and Volzhanin Group.

State-owned companies and federal and local authorities

The Bank has traditionally had strong positions in this segment in the regions where it is present, working actively with large state-owned companies as well as with federal and municipal authorities. Bank Vozrozhdenie largest customers include Russian Post, Kolomensky Avtodor, Mosoblgaz and Mostransavto.

In December 2012, the Bank again won the tender to open and service bank accounts as well as operate the payroll programme for the Finance Ministry of Moscow Region for 2013.

In 2012, the Bank continued its cooperation with Moscow Regional Highway Center. The Bank established a credit risk limit for the organization, allowing it to provide loans, credit lines and bank guarantees for carrying out subcontractor work under state contracts.

In 2012, the Bank won 26 electronic auctions for the right to lend a total of RUB 2.8 billion to municipal and federal authorities in various Russian regions.

Lending

The priority of Bank Vozrozhdenie credit policy in 2012 was to retain its position at the corporate lending market amid slower growth in the Russian economy. The Bank aimed to compensate relatively weak demand for loan products from corporate borrowers by increasing profitability of such lending. In addition, last year, the Bank paid significant attention to supporting client loyalty as well as reducing the level of problem loans, and monitoring and diversifying credit risks.

The main principles and terms of providing loans to the Bank’s corporate customers in 2012 remained unchanged and included a focus on corporate customers with proven reputations, credit histories, stable finances and creditworthiness. In 2012, the Bank’s corporate loan portfolio increased by 9.3% year-on-year to RUB 123.5 billion, while the portfolio of loans to SMEs amounted to RUB 77.3 billion.

Last year, the Bank succeeded in keeping the quality of its corporate loan portfolio at an acceptable level. At the year-end, the share of NPLs stood at 10.7% and the coverage ratio for NPLs was equal to 102.5%.

1995 year. Visit to Krasnogorsk mechanical plant named by S.A. Zverev

Factoring

Last year, Bank Vozrozhdenie continued to develop factoring, its portfolio more than doubling and its client base increasing by around 50%. The Bank’s strategic approach to providing factoring includes developing relationships with the corporate client’s suppliers and buyers and provides them with the opportunity to finance the entire chain through a single financial organization. The Bank’s primary customers for factoring are sellers and producers of food products, packaging material, household appliances, electronics, construction materials and logistics companies.

Trade finance

Amid lower demand for credit products from corporate clients, the growth of trade finance provided by the Bank slowed down slightly last year. The product in demand was long-term investment loans guaranteed by national export agencies and used to modernize production facilities. As for short-term loans, thanks to its own foreign-currency liquidity, the Bank was able to finance clients’ foreign-trade contracts without involving foreign banks. In 2012, the trade finance portfolio grew to over US$100 million.

Corporate client funds

Most of the Bank’s operations in the corporate segment are funded by deposits from corporate clients. Last year, given the decline in excessive liquidity among corporate customers, Bank Vozrozhdenie paid special attention to building up its funding base from that source.

Reacting swiftly to changes in the market the Bank adjusted its interest rates several times to offer customers more favorable terms. As of January 1, 2013 the volume of corporate customers’ deposits was slightly above the target, while the average interest rate on the portfolio of term deposits remained within planned limits.

In 2012, corporate term deposits amounted to RUB 25.9 billion, almost RUB 6.4 billion higher than in 2011. Most of the funds were raised for terms from one year to 18 months. Among the main corporate depositors there are financial organizations, as well as production and service companies. Last year, the total amount of corporate clients’ funds increased by 17.3% to RUB 61.9 billion.

In 2012, the Bank continued to raise funds from its traditional partners: the Agency for Housing Mortgage Lending, regional and municipal administrations, and insurance companies. During the year, the Bank was accredited by the Russian Union of Auto Insurers and the National Union of Liability that allowed it to attract resources for periods over one year.

Customs payments

In 2012, Bank Vozrozhdenie proceeded with active cooperation with the customs authorities, acting as a guarantor for its corporate customers in international trade. The Bank is authorized to issue banking guarantees to ensure customs payments.

Starting from September 2012, the Russian Federal Customs Service almost doubled the Bank’s limit of banking guarantees that it can issue in favor of the customs authorities (up to RUB 3.5 billion). The maximum limit for a single bank guarantee was set at RUB 700 million level. Last year, the Bank issued custom guarantees secured by insurance contracts, a key type of collateral under such products, on about RUB 812 million.

In 2012, Bank Vozrozhdenie began to work with the new coordinator of the “Round” customs card. The Bank was chosen as the first settlement center for the new coordinator. In December, the first “Round” customs card was issued to one of the Bank’s clients which executed the first transaction.

Last year, the Bank initiated the introduction of technology enabling remote customs duty payments from the client’s work place via a “Personal Office”. The new software allows clients to transfer customs duties online after completing an electronic declaration.

Remote service

In 2012, Bank Vozrozhdenie continued developing remote customer service channels, as they are a key source of non-interest income in the corporate segment. During the year, the share of clients’ payments via remote channels reached 83% of the total volume of transactions. The most popular products for remote banking services were: “Internet-Client”, “Corporate Control”, “Corporate Settlement Center” and “Secured E-mail”. Customers were also interested in Cash Management products.

Bank Vozrozhdenie offered flexible tariff plans for its active customers. It optimized fees’ rates for currency operations and held some promo-actions for cash settlement services in several regions. The Bank’s efforts helped to attract new customers and increase non-interest income by 7.8% year-on-year. In the forthcoming period, the Bank plans to establish special tariff plans for each customer segment to enhance the best prices under targeted offers of services that are most necessary for the clients.

In 2013, the Bank scheduled the transfer of clients to an updated remote banking service software, which should raise the convenience, quality of services and account security to a new level.

Service quality and loyalty

Bank Vozrozhdenie monitors the quality of services provided to its corporate customers closely and pays continuous attention to its improvement. We conduct a regular “Secret Shopper” research. Furthermore in 2012 we started preparations to survey the satisfaction of our small, medium and microbusiness clients using TRiM methodology.

The Bank has a system for handling customer complaints. Many clients and potential partners have attended special events, held by the Bank as a part of its loyalty programme, at top cultural locations, including the Chekhov Moscow Art and Academic Theater, the Tretyakov Gallery, Tsaritsyno as well as the Peter and Paul Fortress.

In 2012, the Bank actively developed cross sales, and the number of products per client rose from 2.1 to 2.26

Corporate business development plans

In 2013, the key priorities in the corporate business are: diversifying the existing client base; finding new, high revenue borrowers; attracting clients for raising term deposits; and increasing the share of clients generating fee income. In addition, the Bank intends to strengthen the contribution of SMEs to its financial result and maintain market leadership in terms of non-interest revenues.

One of Bank Vozrozhdenie’s key objectives for 2013 is increasing loan portfolio income generation capacity as well as control over its quality

Corporate clients’ funds, RUB million

Corporate clients’ funds by sector, 2012

Breakdown of the corporate loan portfolio by sector, 2012

Corporate loan portfolio*, RUB million

*Before provisions for loan impairment.

Corporate Loan Portfolio Quality

Корпоративный бизнес

2010 год. ВСТРЕЧА С ПАРТНЕРАМИ БАНКА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» НА БАЙКОНУРЕ

2012 год для корпоративного бизнеса банка «Возрождение» завершился с положительным результатом, несмотря на общее снижение маржинальности в российском банковском секторе. Свою роль в этом сыграли многолетняя приверженность Банка консервативной кредитной политике, устойчивые партнерские отношения с клиентами и большой потенциал продуктовой линейки для юридических лиц. Ключевыми направлениями развития корпоративного бизнеса банка «Возрождение» в отчетном периоде стали:

  • расширение клиентской базы и увеличение доли на банковском рынке за счет клиентов сегмента малого и среднего бизнеса;
  • укрепление позиции на корпоративном рынке;
  • обеспечение высокого качества кредитного портфеля;
  • поддержание диверсификации клиентской базы;
  • рост кросс-продаж и объема доходов, приходящихся на каждого клиента;
  • оптимизация бизнес-процессов.

По итогам 2012 года общее число корпоративных клиентов банка «Возрождение» выросло на 1,9 % до более чем 63,4 тыс. юридических лиц. При этом в сегменте малого и среднего бизнеса количество клиентов увеличилось на 12,6 %, а его доля в общей клиентской базе за год выросла с 11,5 % до 12,8 %. Ключевыми факторами привлечения новых корпоративных клиентов стали индивидуальный подход и партнерские отношения при решении финансовых задач, а также широкий спектр банковских продуктов.

Клиентские сегменты

Малый и средний бизнес

Предприятия малого и среднего бизнеса исторически являются ключевым клиентским сегментом банка «Возрождение». Банк «Возрождение» стремится создать максимально комфортные условия финансирования для небольших предприятий.

Банк активно развивал кредитование по партнерским программам с ОАО «МСП Банк» в рамках государственной Программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса по продукту «Софинансирование». В ходе ее реализации в 2012 году более 500 предпринимателей во всех регионах присутствия Банка получили финансирование в объеме свыше 15,5 млрд руб. В сентябре 2012 года в сотрудничестве с «МСП Банком» был запущен продукт «ФИМ Целевой», который предусматривает финансирование субъектов МСП на долгосрочной основе — до 5 лет. По новому продукту банку «Возрождение» открыта пятилетняя кредитная линия в размере 1,5 млрд руб. На конец 2012 года кредиты на развитие бизнеса уже получили 30 компаний в объеме свыше 700 млн руб.

В конце 2011 года в Банке стартовал проект по финансированию микропредприятий в рамках программы «Микробизнес» совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР). По итогам отчетного периода в пилотных филиалах банка «Возрождение» были согласованы около 300 сделок на общую сумму 500 млн руб. В течение 2012 года максимальная сумма кредита по программе была увеличена до 15 млн руб. Кроме того, Банком был запущен новый продукт — кредитование физических лиц — собственников бизнеса. Его реализация осуществляется в рамках отдельно утвержденной процедуры кредитования, залоговой политики, процедуры мониторинга и условий предоставления кредитных продуктов, что способствует поддержанию высокого качества портфеля.

В отчетном периоде Банк продолжил сотрудничество с региональными гарантийными Фондами поддержки предпринимательства: заключены соглашения в Санкт-Петербурге и Хабаровске, принято решение о сотрудничестве в Ярославской области. Сегодня банк «Возрождение» предлагает заемщикам использовать поручительство Фондов в качестве части обеспечения в 14 регионах своего присутствия, создавая дополнительные возможности для развития малого бизнеса. По итогам года объем поручительств региональных Фондов поддержки кредитования, выданных за клиентов Банка, составил порядка 1,2 млрд руб., что позволило ему предоставить финансирование малому и среднему бизнесу более чем на 2,5 млрд руб.

Системные клиенты

Банк «Возрождение» стремится максимально использовать преимущества широкой филиальной сети, предлагая крупным корпоративным клиентам единые тарифы и стандарты обслуживания, а также обеспечивать адресный подход путем закрепления персонального менеджера.

В 2012 году мы продолжили успешно работать с такими крупными клиентами, как сеть гипермаркетов «Гиперглобус», ООО «ТД «Мегаполис», ОАО «ВымпелКом», розничные сети «Виктория», «Вестер», «Пятерочка», сетью магазинов ГК «Глория Джинс», «Союздорстрой», ГК «Модус» — крупнейшей сетью автосалонов и техцентров на Юге России и многими другими.

Среди новых системных клиентов банка — крупнейший финский фармацевтический холдинг «Ориола», ГК «Аметист», компания «Космосавиаспецстрой» и ГК «Волжанин».

Компании с государственным участием и органы власти

Банк занимает традиционно сильные позиции в этом сегменте в регионах своего присутствия, активно сотрудничая с крупными компаниями с государственным участием, федеральными и муниципальными органами власти. Среди крупнейших клиентов банка «Возрождение» — ФГУП «Почта России», ГУП МО «Коломенский автодор», ГУП МО «Мособлгаз», ГУП МО «Мострансавто».

В декабре 2012 года в очередной раз был выигран тендер на открытие и обслуживание банковских счетов, а также реализацию зарплатного проекта Министерства финансов Московской области в 2013 году.

В 2012 году Банк выиграл 26 электронных аукционов на право кредитования муниципальных и федеральных органов власти различных субъектов РФ на общую сумму 2,8 млрд руб.

В 2012 году Банк продолжил сотрудничество с Государственным унитарным предприятием Московской области «Московский областной дорожный центр» (ГУП МО «МОДЦ»). Банк установил на предприятие лимит кредитного риска. В рамках установленного кредитного лимита данной организации предоставляются кредиты, кредитные линии и банковские гарантии для выполнения обязательств по государственным контрактам на подрядные работы.

Кредитование

Основные цели кредитной политики банка «Возрождение» в 2012 году состояли в удержании позиций на рынке корпоративного кредитования в условиях сдержанного роста российской экономики. Относительно невысокий спрос на кредитные продукты со стороны юридических лиц ставил перед Банком задачу повышения их доходности. Кроме того, в отчетном периоде Банк уделял повышенное внимание поддержанию лояльности клиентов, а также сокращению проблемной задолженности, мониторингу и диверсификации кредитных рисков.

Основные принципы и условия кредитования корпоративных клиентов Банка в 2012 году оставались неизменными: преимущество отдавалось корпоративным клиентам с надежной репутацией и положительной кредитной историей, устойчивым финансовым состоянием и безусловной платежеспособностью. По итогам года корпоративный кредитный портфель Банка увеличился по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 9,3 % до 123,5 млрд руб. При этом портфель ссуд МСБ составил 77,3 млрд руб.

В 2012 году Банку удалось сохранить качество корпоративного кредитного портфеля Банка на приемлемом уровне. Доля проблемной задолженности на конец отчетного периода составила 10,7 %, а уровень покрытия проблемной задолженности резервами — 102,5 %.

1995 год. ПОСЕЩЕНИЕ КРАСНОГОРСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА ИМ. С. А. ЗВЕРЕВА

Лизинг и факторинг

В 2012 году банк «Возрождение» продолжил развитие факторинга. По итогам года портфель вырос более чем в 2 раза, а клиентская база увеличилась в 1,5 раза. Стратегический подход Банка к предоставлению услуг по факторингу состоит в развитии отношений с поставщиками и покупателями корпоративного клиента, что дает возможность финансировать всю цепочку в рамках одного Банка. Основными клиентами банка «Возрождение» по факторингу являются продавцы и производители продуктов питания, упаковочных материалов, бытовой техники, электроники, строительных товаров, а также логистические компании.

Торговое финансирование

Динамика объемов торгового финансирования в банке «Возрождение» несколько замедлилась на фоне общей тенденции по снижению спроса на кредитные продукты в корпоративном сегменте. Наиболее востребованными в 2012 году оказались долгосрочные инвестиционные кредиты под гарантии национальных экспортных агентств, привлекаемые на модернизацию производственных мощностей. В рамках краткосрочного кредитования объемы собственных пассивов в иностранной валюте позволили Банку финансировать внешнеторговые контракты клиентов, не привлекая ресурсы иностранных банков. Размер портфеля торгового финансирования в 2012 году превысил эквивалент суммы в 100 млн долларов США.

Средства корпоративных клиентов

Активные операции Банка в корпоративном сегменте в значительной части фондируются за счет средств юридических лиц — клиентов Банка. На фоне сокращения в 2012 году рынка свободных средств корпоративных клиентов банк «Возрождение» уделял большое внимание формированию ресурсной базы.

Оперативно реагируя на рыночные изменения, Банк в течение года несколько раз корректировал процентные ставки, стремясь предложить клиентам выгодные условия. По состоянию на 1 января 2013 года сумма депозитов корпоративных клиентов несколько превысила плановые значения, при этом средняя ставка по портфелю привлеченных срочных ресурсов осталась в прогнозируемых пределах.

Общий объем привлечения срочных корпоративных ресурсов по итогам 2012 года составил 25,9 млрд руб. Портфель депозитов юридических лиц по итогам отчетного периода поч­ти на 6,4 млрд превысил уровень 2011 года. Большая часть ресурсов размещена клиентами на сроки от года до полутора лет. Основными вкладчиками банка «Возрождение» из числа юридических лиц выступают финансовые организации, а также производственные компании и предприятия сферы услуг. Общий объем средств корпоративных клиентов Банка по итогам года увеличился на 17,3 % до 61,9 млрд руб.

В 2012 году Банк продолжил работу по привлечению средств от традиционных партнеров: ОАО «АИЖК», региональных и муниципальных администраций, страховых компаний. В отчетном периоде Банк получил аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА) и Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО), в рамках взаимодействия с которыми были привлечены срочные ресурсы на срок свыше 1 года.

Таможенные платежи

В 2012 году банк «Возрождение» активно развивал сотрудничество с таможенными органами, выступая гарантом для своих корпоративных клиентов — участников внешнеэкономической деятельности. Банк является уполномоченным банком, обладающим правом выдачи банковских гарантий в обеспечение уплаты таможенных платежей.

С сентября 2012 года Федеральной таможенной службой России Банку был практически удвоен лимит выдачи банковских гарантий в пользу таможенных органов (до 3,5 млрд руб.). При этом максимально допустимая сумма одной банковской гарантии составила 700 млн руб. Важным видом обеспечения по таможенным гарантиям в отчетном периоде стали договоры страхования, под которые были выданы гарантии на общую сумму 812 млн руб.

В 2012 году банк «Возрождение» начал сотрудничество с новым координатором таможенных карт «РАУНД». Одновременно Банк был выбран первым расчетным центром нового координатора. В декабре 2012 года выпущена первая таможенная карта «РАУНД» для клиента банка «Возрождение» и проведена первая транзакция.

В отчетном периоде Банком начата работа по внедрению технологии удаленной оплаты таможенных платежей с рабочего места клиента через «Личный кабинет». Данный функционал позволит клиенту, осуществляющему электронное декларирование, производить оплату таможенных платежей удаленно.

Дистанционное обслуживание

В 2012 году Банк «Возрождение» продолжил развитие дистанционных каналов обслуживания клиентов, которые рассматриваются в качестве одного из важнейших источников непроцентных доходов в корпоративном сегменте. По итогам года доля платежей, совершенных клиентами по удаленным каналам, в общем количестве транзакций достигла 83 %. Наиболее востребованными продуктами дистанционного банковского обслуживания были сервисы «Интернет-Клиент», «Корпоративный контроль», «Расчетный центр корпорации», «Защищенная электронная почта». Возрос и интерес крупных клиентов к продуктам Cash Management.

Банк предлагал гибкую тарифную политику для активных клиентов: были оптимизированы тарифы по валютным операциям, проводились акции по расчетно-кассовому обслуживанию в ряде регионов присутствия Банка, которые позволили привлечь новых клиентов и увеличить непроцентные доходы на 7,8 % по сравнению с 2011 годом. В перспективе Банк планирует создать тарифные планы в разрезе сегментов бизнеса, что позволит адресно предлагать наиболее востребованные услуги по наилучшей цене.

В 2013 году планируется перевод клиентов Банка на новую версию дистанционного банковского обслуживания, которая выведет удобство, качество обслуживания и безопасность расчетов на новый уровень.

Качество сервиса и лояльность

Банк «Возрождение» внимательно следит за качеством обслуживания корпоративных клиентов и постоянно работает над его улучшением. В Банке регулярно проводятся исследования в формате «Таинственный покупатель». Кроме того, в конце 2012 года началась подготовка к исследованию удовлетворенности клиентов малого, среднего и микробизнеса по методике TRiM. В Банке действует процедура реагирования на жалобы клиентов. Многие клиенты и потенциальные партнеры получили прекрасную возможность посетить специальные мероприятия, организованные Банком в рамках программы лояльности на лучших культурных площадках — во МХАТ им. Чехова, Третьяковской галерее и Царицыно, Петропавловской крепости.

В 2012 году Банк активно развивал кросс-продажи. За год число продуктов на одного клиента выросло с 2,1 до 2,26.

Приоритеты развития корпоративного бизнеса

Ключевыми приоритетами банка «Возрождение» в развитии корпоративного бизнеса в 2013 году являются: диверсификация имеющейся клиентской базы; привлечение новых высокодоходных заемщиков; привлечение клиентов, размещающих срочные ресурсы; увеличение доли клиентов, приносящих комиссионные доходы. Кроме того, Банк намерен усилить влияние малого и среднего бизнеса на финансовый результат и сохранить лидерство на рынке по доле непроцентных доходов.

Повышение доходности корпоративного кредитного портфеля и улучшение его качества входят в число ключевых задач банка «Возрождение» на 2013 год.

Средства корпоративных клиентов, млн руб.

Средства корпоративных клиентов по отраслям экономики, 2012 г.

Отраслевая структура корпоративного кредитного портфеля, 2012 г.


Корпоративный кредитный портфель*, млн руб.

* * До вычета резерва под обесценение.

Качество корпоративного кредитного портфеля