Retail business

2007 year. Awarding the best sales managers in retail business business

Positive trends in retail banking sector started in 2011 and continued in January-September of last year. The first three quarters saw strong individual demand for a wide range of loan products, as people’s income grew and the political situation in Russia stabilized. Significant growth of the retail loan book throughout the first three quarters enabled Bank Vozrozhdenie to meet the annual targets set in its financial plan for 2012, despite the deterioration in financial markets liquidity in the fourth quarter of the year.

Lending

One of Bank Vozrozhdenie priorities last year was increasing the size of the retail loan portfolio while maintaining its quality. In 2012, the portfolio increased by RUB8.5 billion to RUB 32.9 billion, up 34.8% year-on-year. The main contributor to the rise was high demand for the Bank’s mortgage products.

Mortgages

In 2012, the Bank increased the volume of mortgage lending by more than a third, while keeping high quality of the portfolio

Bank Vozrozhdenie was one of the first banks in Russia that started to issue mortgages. In 2012, Rusipoteka research center ranked the Bank eighth in terms of the size of its mortgage portfolio. The Bank provides mortgages for the purchase of apartments and houses with land on the primary and secondary real estate markets.

In 2012, Bank Vozrozhdenie took several steps to widen the availability of mortgages and stimulate their issuance. Starting from April 2012, the Bank increased the age limit for borrowers under mortgage loans from 60 to 65 at the moment of the loan repayment. It also launched a collective insurance plan with insurance company SOGAZ, providing clients with a new option of insuring while receiving a mortgage from Bank Vozrozhdenie. In addition, the standard loan agreement for the purchase of an apartment on the primary market was amended with a provision allowing to fix the interest rate applied after the registration of the title on property. The maximum mortgage amount under the “Apartment” and “New Apartment” programmes was increased to RUB 15 million for borrowers in Moscow and St Petersburg, as well as to RUB 20 million under the “Country House” programme. At the same time, the Bank decreased the down-payment requirement for mortgages.

In 2012, the main channel for selling mortgages were partnership programmes with developers, realtors and real estate agencies. Around 80% of the loans granted during the year were issued in cooperation with them. In addition, the Bank was actively involved in various corporate and government programmes. In 2012, it continued to participate in the “social mortgage” programme of the Moscow City Housing Department. Over the year, around one third of the programme participants chose Bank Vozrozhdenie as their lender.

By the end of 2012, the total volume of mortgage loans issued by the Bank exceeded RUB 11.5 billion, up 34.8% year-on-year, while the total loan portfolio was up 45.0% to RUB 22.3 billion. The proportion of non-performing loans (NPLs) in the mortgage loan portfolio remains comfortably low: over the year it increased from 1.69% to 1.75%.

In December 2012, Bank Vozrozhdenie went into the first stage of the second mortgage securitization, totaling RUB 4.3 billion. In early April 2013, the deal was completed. The Bank placed A-class mortgage bonds for RUB 2.96 billion via an open subscription on MICEX. International ratings agency Moody’s assigned the issue with a long-term investment credit rating of ‘Baa3’. The Bank itself bought RUB 1.04 billion in B-class bonds via closed subscription. The securities will be redeemed in August 2045.

Consumer, car and credit card loans

Last year, in the consumer and car loans segment, the Bank focused on customers with proven and stable income, such as users of payroll services and members of corporate programmes, employees of government organizations, and clients with good credit histories.

In 2012, Bank Vozrozhdenie intensified its efforts to develop the consumer loan portfolio. For example, in February, interest rates were reduced for the “Secured Loan” and “Unsecured Loan” products.

Over the year the Bank issued consumer loans totaling more than RUB 5.85 billion. Despite more relaxed loan conditions and lower interest rates, Bank Vozrozhdenie was able to keep the quality of its consumer loan book high: the proportion of NPLs was equal to 3.4% as of the year-end.

The total portfolio of consumer and car loans together with credit cards rose by 17.5% to RUB 10.5 billion last year, while the share of NPLs fell from 6.32% to 4.76%.

2009 year. Final of the competition "The best bank tellers"

Deposits

Russians continued to save actively in 2012, and the Bank’s portfolio of private deposits evidenced steady growth, by RUB 9.2 billion overall. At the end of 2012, the Bank’s retail deposit portfolio exceeded RUB 81.0 billion, up 12.3% year-on-year, while the number of customers stood at 290,000.

Bank Vozrozhdenie’s main focus has been on attracting long-term ruble deposits: by the end of 2012 they had increased by over RUB 8 billion with a 63% share in the retail deposit portfolio. The share of deposits raised with maturity over one year accounted for 70%.

In 2012, the Bank provided preferential terms for deposits of individual customer groups: payroll programme participants, pensioners and government employees. Interest rates on such terms were by 0.2-0.3 percentage points higher than those of a similar standard deposit.

In 2012, the Bank’s retail deposit portfolio increased by 12.3% and accounted for 49.4% of customer accounts.

Last year, the Bank increased deposit rates three times, adjusting them to market trends and its own needs in terms of volume, term and currency of funds. The most significant rates increase was made on the fourth quarter and affected long-term deposits. At the end of the year, the Bank cut rates on deposits in US dollars and euros due to its low needor FX funds. In 2012, the ruble deposit portfolio rose by RUB 8.2 billion (up 17.1%) to RUB 56.6 billion.

Seasonal deposits enjoy popularity among our clients, making up 41% of the retail deposit portfolio. The Bank’s customers can top up the deposit around the clock via ATMs, internet and mobile phones, as well as by depositing payrolls, pensions and other proceeds directly to savings accounts. Retail customers can pay for utilities, telecommunications and other services, redeem loans, and make payments to businesses and individuals. Depositors with seasonal deposits get Bank Vozrozhdenie debit cards with free service for the whole period of the deposit.

Last year, deposits from RUB 700,000 to RUB 1 million and those over RUB 1 million experienced the strongest growth, of 26% and 15% respectively.

In 2012, the Bank also increased interest rates on the Momentary deposit, encouraging clients to make deposits via its ATMs and "Vbank with you" online service.

Payments and transfers

One of the Bank’s priorities last year was enhancing fee income. In 2012, income from payments and transfers amounted to RUB 360 million and the number of transactions exceeded 16.3 million. The largest contributor was remote banking channels (POS, "regular payment" service), which delivered RUB 19.7 million in income, up 23% for the year. Today, settlement services are available to the Bank’s customers in 148 sales offices and self-service facilities, including 828 ATMs.

In 2012, Bank Vozrozhdenie continued to develop its network of payment terminals encouraging customers to switch to self-service for small transactions. It also helps to improve the speed of servicing in the offices. At the year-end, the Bank had 58 such terminals. In 2012, the terminal network carried out 335 million payments to more than 1,000 different organizations.

An important event in 2012 was launching a partnership programme with CyberPlat system, the largest integrator of individuals’ payments in Russia and CIS. In 2013, Bank Vozrozhdenie is planning to give customers access to services of such market leaders in international money transfer systems as Unistream and Zolotaya Corona. All these developments are expected to drive healthy growth of the Bank’s fee income in 2013 and in the longer run.

Cross-selling

The Bank adheres to individual approach to its clients when preparing proposals, and it is reflected in the whole communications process. The most important factor in boosting cross-selling is personalized retail programs for major corporate clients. For instance, the share of loans to participants of payroll programs rose to 67% in the Bank’s total consumer portfolio thanks to targeted sales of such products.

When working with retail clients, the Bank actively uses SMS distribution and phone calls to inform clients — users of payroll services and employees — about special corporate lending programs, seasonal deposit products, changes in offices' business hours, installations of new ATMs, and visits of Bank managers to partner companies. Over the year, remote targeted consultations resulted in 2,400 transactions for over RUB 2 billion. Overall, the Bank’s Contact Center has conducted more than 40,000 “inbound” consultations, generating RUB 1.1 billion in loans.

Last year, the Bank rapidly expanded its online service for preliminary calculation on loan and deposit products. This channel supported issuance of loans for RUB 917 million in 2012, up 58% year-on-year.

Retail business development priorities

In 2013, the Bank will continue to actively develop all areas of its retail business. Work on raising customer funds will focus on sales of long-term ruble-denominated deposits, and the target is to increase the total deposit portfolio by 15%. In 2013, the Bank intends to remain a major player in Russia’s mortgage market and to widen its mortgage portfolio to RUB 30.2 billion, including securitized loans. Total consumer and car loans portfolio is expected to grow to RUB 11.5 billion by the end of 2013.

In addition, Bank Vozrozhdenie aims to increase revenues from retail settlement services, supported by centralized projects to install payment terminals in the offices of government agencies in the regions where the Bank has presence.

Cross-selling will also remain in focus in 2013. This will not only increase revenues and the penetration of the Bank’s products, but also ensure greater customer loyalty.

Breakdown of retail portfolio, 2012.




Retail loan portfolio*, RUB million

* Before provisions, including securitized mortgages and credit card lending.

Individual deposits, RUB million

Retail loan portfolio quality

Розничный бизнес

2007 год. НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ МЕНЕДЖЕРОВ В РОЗНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Сформировавшаяся в 2011 году положительная динамика в розничном банковском секторе сохранилась в январе-сентябре 2012 года. Первые три квартала отчетного периода характеризовались высоким спросом населения на широкий спектр кредитных продуктов, обусловленным ростом доходов и стабилизацией политической ситуации в стране. Высокие темпы роста объемов розничного кредитования, наблюдавшиеся первые три квартала 2012 года, позволили обеспечить выполнение плановых показателей несмотря на ухудшившуюся в четвертом квартале ситуацию с ликвидностью на финансовом рынке.

Кредитование

Приоритетной задачей банка «Возрождение» в 2012 году стало увеличение розничного кредитного портфеля при сохранении его качества. По итогам отчетного периода он вырос на 8,5 млрд руб. (+34,8 %), а его совокупный объем достиг 32,9 млрд руб. Основным фактором позитивной динамики кредитного портфеля стал высокий спрос на ипотечные продукты Банка.

Ипотека

За 2012 год Банк увеличил объем ипотечного кредитования более чем на треть, сохранив неизменно высокий уровень качества портфеля.

Банк «Возрождение» одним из первых в России начал работать на рынке ипотечного кредитования. По итогам 2012 года Банк занял 8-е место по объему ипотечных ссуд в рейтинге аналитического центра «Русипотека». Банк реализует ипотечные продукты с целью приобретения клиентами квартир и домов с земельными участками на первичном и вторичном рынках жилой недвижимости.

В 2012 году банк «Возрождение» предпринял ряд шагов для повышения доступности ипотечных кредитов и роста объемов выдачи. Так, с апреля 2012 года был увеличен предельный возраст ипотечного заемщика — с 60 до 65 лет на момент погашения кредита. Также Банком запущена коллективная схема страхования с ОАО «СОГАЗ», что дало возможность выбора компании при страховании в банке «Возрождение». Кроме того, клиенты получили возможность фиксации в кредитном договоре процентной ставки, применяемой после регистрации права собственности на недвижимость. Для ипотечных заемщиков Москвы и Санкт-Петербурга была увеличена максимальная сумма кредита: до 15 млн руб. по продуктам «Квартира» и «Квартира-новостройка», до 20 млн руб. по продукту «Загородный дом». Одновременно были расширены границы первоначального взноса.

Основным инструментом продаж ипотечных продуктов в 2012 году стало тесное сотрудничество с застройщиками, риэлторами и агентствами недвижимости. Около 80 % предоставленных за год ссуд было выдано в рамках партнерских проектов. Кроме того, Банк активно участвовал в различных корпоративных и государственных программах. Так, в отчетном периоде Банк продолжил участие в программе «Социальная ипотека» Департамента жилищной политики г. Москвы. По итогам года около трети ее участников при выборе кредитора отдали предпочтение банку «Возрождение».

К концу 2012 года объем выданных банком «Возрождение» ипотечных кредитов превысил 11,5 млрд руб., что на 34,8 % выше аналогичного показателя 2011 года. При этом общий объем ссудной задолженности по ипотеке увеличился на 45,0 % до 22,3 млрд руб.Доля проблемной задолженности в портфеле ипотечных кредитов остается на комфортно низком уровне, составив 1,75 % по сравнению с 1,69 % в 2011 году.

В декабре 2012 года Банк провел первый этап второй сделки секьюритизации ипотечного кредитного портфеля на сумму 4,3 млрд руб. В начале апреля 2013 года сделка была полностью закрыта. Банк разместил путем открытой подписки на ЗАО «ФБ ММВБ» ипотечные облигации класса «А» на сумму 2,96 млрд руб. Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service присвоило им долгосрочный кредитный рейтинг инвестиционного уровня Baa3. Облигации класса «Б» на сумму 1,04 млрд руб. путем закрытой подписки приобрел сам Банк. Ценные бумаги подлежат полному погашению в августе 2045 года.

Потребительское, автокредитование и кредитование с использованием кредитных карт

При предоставлении потребительских и автокредитов в 2012 году Банк ориентировался на клиентов с подтвержденными и стабильными доходами. В их число традиционно входят участники зарплатных проектов и корпоративных программ, сотрудники бюджетных предприятий, а также клиенты, имеющие положительную кредитную историю.

В отчетном периоде банк «Возрождение» предпринимал целенаправленные усилия по наращиванию портфеля потребительских кредитов. Так, в феврале 2012 года были снижены процентные ставки по продуктам «Кредит под поручительство» и по «Необеспеченному кредиту».

Объем выданных Банком потребительских кредитов в 2012 году превысил 5,85 млрд руб. Несмотря на либерализацию условий кредитования и снижение ставок, Банку удалось обеспечить хорошее качество портфеля потребительских кредитов с долей проблемных ссуд на уровне 3,4 %.

Общая сумма кредитного портфеля по потребительскому, автокредитованию и кредитованию с использованием банковских карт выросла на 17,5 % до 10,5 млрд руб. В течение отчетного периода общая доля проблемной задолженности в данном портфеле сократилась с 6,32 % до 4,76 %.

2009 год. ФИНАЛ КОНКУРСА НА ЗВАНИЕ «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ» ДЛЯ КАССИРОВ

Депозиты

Сберегательная активность россиян в 2012 году оставалась на высоком уровне. На протяжении всего отчетного периода портфель вкладов частных клиентов банка «Возрождение» демонстрировал стабильный рост: за год во вклады было дополнительно привлечено 9,2 млрд руб. По итогам года депозитный портфель Банка превысил 81 млрд руб., что на 12,3 % превышает показатель 2011 года. Число вкладчиков, разместивших в Банке срочные вклады, на конец отчетного периода составило 290 тыс. человек.

Основной акцент в работе был сделан на привлечение долгосрочных рублевых вкладов — их объем к концу 2012 года увеличился более чем на 8 млрд руб., а доля в депозитном портфеле достигла 63 %. Всего на конец отчетного периода доля вкладов, привлеченных на срок свыше года, составила 70 %.

В 2012 году Банк предоставил специальные условия по вкладам отдельным категориям клиентов: участникам зарплатных проектов Банка, пенсионерам, сотрудникам бюджетных организаций. Для этих сегментов в депозитной линейке были предусмотрены повышенные процентные ставки, превышающие на 0,2–0,3 п. п. доходность аналогичного стандартного вклада.

В 2012 году розничный депозитный портфель банка «Возрождение» вырос на 12,3 % и составил 49,4 % всего объема средств клиентов.

В 2012 году Банк трижды повышал доходность вкладов, ориентируясь как на тенденции рынка, так и на собственные потребности в объеме, сроках и валюте ресурсов. Наиболее существенное повышение ставок пришлось на IV квартал и затронуло доходность долгосрочных вкладов. При этом в связи с низкой потребностью в валютных ресурсах в конце года Банк снизил ставки по вкладам в долларах США и евро. Рублевая составляющая депозитного портфеля выросла в 2012 году на 8,2 млрд руб. (прирост на 17,1 %). Объем рублевого депозитного портфеля достиг к концу года 56,6 млрд руб.

Активным спросом пользовались сезонные вклады, которые составляют 41 % всего розничного депозитного портфеля. Банк предоставил клиентам возможность круглосуточного пополнения вклада с карты через банкоматы Банка, Интернет и мобильный телефон, а также автоматического зачисления на счет заработной платы, пенсий и других выплат. Розничные клиенты с помощью сезонных депозитных предложений имеют возможность проводить расчетные операции, в том числе оплачивать коммунальные услуги и услуги связи, погашать кредиты, проводить другие платежи в адрес юридических и физических лиц. Вкладчику предоставлено право на оформление дебетовой карты банка «Возрождение» с бесплатным обслуживанием на все время действия вклада.

Наиболее высокими темпами росли депозиты размером от 700 тыс. до 1 млн руб. (прирост 26 %) и свыше 1 млн руб. (прирост 15 %).

В отчетном периоде Банк также стимулировал вкладчиков к открытию депозитов с помощью услуги «Vbank с тобой» и с использованием банкоматных устройств, для чего в пользу клиентов были скорректированы процентные ставки по вкладу «Моментальный».

Платежи и переводы

Увеличение комиссионных доходов являлось одним из приоритетов Банка в 2012 году. Доходы Банка по платежам и переводам населения за отчетный период составили 360 млн руб., а количество осуществленных операций превысило 16,3 млн. При этом наибольший прирост в 23 % показали продажи через дистанционные каналы банковского обслуживания (платежные терминалы, Сервис периодических платежей), достигнув уровня 19,7 млн руб. Сегодня расчетные услуги доступны клиентам Банка в 147 офисах продаж и на устройствах самообслуживания, в числе которых 828 банкоматов.

В 2012 году Банк продолжил развитие сети платежных терминалов, стремясь перенести мелкие массовые операции на устройства самообслуживания и повысить скорость обслуживания в кассовых узлах. На конец отчетного периода Банк располагал 58 терминалами. За отчетный период через терминальную сеть было проведено 335 тыс. платежей в адрес более 1000 различных организаций.

Важным событием отчетного периода стало формирование партнерского портфеля Банка в сфере приема платежей от физических лиц совместно с крупнейшим интегратором платежей России и стран СНГ — системой КиберПлат. В 2013 году банк «Возрождение» планирует обеспечить доступ своим клиентам к международным системам денежных переводов «Юнистрим» и «Золотая Корона», являющимся одними из лидеров рынка. Все это создает предпосылки для уверенного роста комиссионных доходов Банка в 2013 году и в дальнейшей перспективе.

Кросс-продажи

В 2012 году основной акцент в работе с клиентами Банка был сделан на адресности, что нашло отражение в порядке формирования предложений клиентам и форме коммуникаций. Важнейшим фактором увеличения кросс-продаж стало предложение персонализированных розничных программ для крупнейших корпоративных клиентов. Так, например, благодаря адресной продаже потребительских кредитов участникам зарплатных проектов их доля в общем объеме выдачи по Банку составила 67 %.

В работе с розничными клиентами Банк активно использовал SMS-рассылки и телефонные звонки, информируя клиентов — участников зарплатных проектов, а также сотрудников корпоративных программ о льготных условиях по кредитованию, сезонных депозитных продуктах, изменениях графика работы отделений, установке новых банкоматов, а также о присутствии менеджера Банка на предприятиях-партнерах. По итогам года результатом удаленных адресных консультаций стали 2400 сделок на сумму более 2 млрд руб. В целом сотрудниками Контакт-центра Банка было совершено более 40 тыс. «входящих» консультаций, что привело к выдаче кредитов на сумму 1,1 млрд руб.

В отчетном периоде активно развивался сервис по заполнению экспресс-анкеты на сайте Банка для получения предварительного расчета по кредитным и депозитным продуктам. За год этот канал коммуникации с клиентами обеспечил выдачу кредитов на сумму 917 млн руб., что на 58 % превышает аналогичный показатель 2011 года.

Приоритеты развития розничного бизнеса

В 2013 году Банк продолжит активное развитие по всем направлениям розничного бизнеса. Работа по привлечению средств во вклады будет сосредоточена на продаже долгосрочных рублевых депозитов, а общий объем депозитного портфеля планируется увеличить на 15 %. В 2013 году Банк намерен оставаться ведущим игроком на рынке ипотечного кредитования в России и планирует нарастить ипотечный портфель до 30,2 млрд руб. с учетом секьюритизации. Суммарный портфель потребительского и автокредитования Банка к концу года должен вырасти до 11,5 млрд руб.

Банк ставит перед собой задачу увеличить доходы от расчетных услуг для населения. В том числе это будет происходить за счет централизованных проектов установки платежных терминалов в офисах государственных учреждений в регионах присутствия.

В центре внимания в 2013 году также останутся адресные кросс-продажи, которые позволяют не только повышать уровень проникновения продуктов Банка и его доходы, но и обеспечивают рост лояльности клиентов.

СТРУКТУРА ПОРТФЕЛЯ РОЗНИЧНЫХ КРЕДИТОВ 2012 Г.




РОЗНИЧНЫЙ КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ*, МЛН РУБ.

* До вычета резервов, включая секьюритизированные ипотечные кредиты и портфель кредитных карт.

ДЕПОЗИТЫ ЧАСТНЫХ ЛИЦ, МЛН РУБ.

КАЧЕСТВО РОЗНИЧНОГО КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ