Letter from the Chairman of the Management Board

Alexander Dolgopolov Chairman of the Management Board

Dear shareholders, colleagues and clients!

It was a successful year for Bank Vozrozhdenie, as we continued to expand steadily and took various steps towards creating a new, solid platform for growth in the future.

Active operations

In 2012, the Bank increased its presence in key areas of the market: SME and retail segments. Our SME loan portfolio rose by 10.2% year-on-year to RUB 77.3 billion, as we continued to focus on companies in the real sector of the economy. To ensure that clients’ interests were fully considered when deciding on loan rates, we worked closely with the regional SME development funds, entered into partnership programmes with SME Bank, and devoted substantial effort to developing micro-lending with the European Bank for Reconstruction and Development. In addition, throughout the year, we continued to provide financing to our major strategic clients in the regions where the Bank is present.

Retail lending soared compared with 2011, as consumers were encouraged by lower inflation and greater public spending thanks to strong export revenues resulting from high oil prices. In 2012, Bank Vozrozhdenie’s total retail loan portfolio expanded by 34.8% year-on-year, driven mainly by the mortgage portfolio, which was up 44.9% to RUB 22.3 billion. As a result, the Bank was the eighth largest in Russia by mortgages issued(loans provided under partnership programmes with major construction firms and realtors accounted for up to 80% of mortgage product sales). We also undertook measures to make consumer loans more attractive, focusing on our traditional client segments: users of payroll programmes and employees of large enterprises and government bodies. Over the year, despite the slight increase in interest rates in the second half, consumer loans in this segment increased by 27%.

While working hard to expand our loan portfolio, we put special emphasis on monitoring its quality. By the year-end, the share of non-performing loans (NPLs) stood at 9%, primarily due to impairment of several large corporate loans. In the key SME and retail segments, the share of NPLs fell throughout the year thanks to our prudent lending criteria. Nonetheless, given the slowing economy growth and difficult macroeconomic conditions worldwide, we have no current plans to reduce our provisions for loan impairment.

Funding

As Bank Vozrozhdenie has traditionally funded its operations primarily using funds from clients, over the year we monitored the situation on the market, promptly adjusting interest rates and other deposit conditions where necessary. We took advantage of the savings drive by businesses, boosting our corporate deposits by 32.7% year-on-year, while the continued focus of retail clients on savings increased our individual deposits by 12.3%. Thanks to our moderate approach to raising interest rates on retail deposits, we were able to keep the cost of funding at a comfortable level of 4.4%.

Non-interest income

Fees and commissions account for a substantial part of our operating income, and we are among the leaders in Russia in this respect. In 2012, we focused on maintaining the share of non-interest income in operating income. Fee and commission income rose by over 5% year-on-year, mainly due to settlement fees (up 7.7% for the year) and commissions on bank card transactions (up 7.4% for the year) widening. In the retail segment, we strived to encourage the use of remote channels (terminals, internet, and mobile bank) for payments and transfers, while making them more convenient and accessible for clients. Ultimately, our efforts were rewarded, as their share in such transactions overall increased. In the corporate segment, remote channels already account for 83% of payments and settlements, and we intend to increase this figure further. We view the development of remote services as a crucial part of our business strategy and a key source of non-interest income growth.

Capital

In 2012, the ongoing expansion of our loan portfolio and the more stringent regulatory environment put pressure on our capital base. To comply with the Bank of Russia’s requirements and the Basel III rules, which were expected to be implemented shortly, we raised two RUB 1 billion tranches of a subordinated deposit last year. Retained earnings ensured the growth of the core capital. By the year-end, our total capital adequacy ratio was 14.9%, while the tier 1 ratio was 12.3%. In early 2013, we received the third tranche of the subordinated deposit. Thanks to all of these measures, we began this year with a comfortable capital position that will enable us to reach our planned growth targets.

Efficiency and income

While our business grew steadily, we remained focused on making it more efficient. In 2012, operating expenses rose only slightly and at a rate lower than inflation. Over the year, we reduced the cost-to-income before provisions ratio by 6.3 percentage points to 58.5%. In the medium term, we aim to lower the figure to 50%. Cost control was one of the main contributors to income growth. Last year, net income rose by 46% to RUB 2.3 billion, which was above our target.

New operating model

Further reductions in expenses will depend largely on the project of the Bank’s operating model optimization, which aims to centralize many of the operational and support functions. We have already taken similar steps in the retail segment of our business by uniting our loan decision-making and monitoring processes in one center. Having carefully analyzed the functions of our branches, we now intend to centralize more of our back office functions, which will involve upgrading our IT infrastructure and operating structure. In our view, implementation of this project will not only reduce expenses and increase efficiency, but also enhance client service quality.

Outlook

In summer 2012, I was appointed as Chairman of the Management Board, and I would like to thank all shareholders and the Board of Directors for their confidence in me. My main tasks, as I see them, are to continue expansion of the Bank’s business and achieve high level of its profitability. In 2013, we intend to increase our loan portfolio even further, while monitoring its quality closely, and strive to retain our leading position in terms of share of non-interest income. Among other ongoing priorities there are ensuring balanced growth of our resource base and decreasing the cost of funding. We will also pay particular attention to preserving our corporate culture and our unique approach to servicing clients, which we have honed over the last 22 years.

Chairman of the Management Board
Alexander Dolgopolov

Обращение Председателя Правления

Александр Долгополов Председатель Правления

Уважаемые акционеры, коллеги и клиенты Банка!

2012 год стал успешным для бизнеса банка «Возрождение». Мы продемонстрировали стабильную динамику, а также предприняли ряд шагов для формирования качественно новой платформы роста в будущем.

Активные операции

Банк усилил свое присутствие в ключевых сегментах рынка — обслуживании предприятий малого и среднего бизнеса и населения. По итогам года портфель кредитов малым и средним предприятиям вырос на 10,2 % до 77,3 млрд руб., при этом, как и прежде, мы концентрировали свои усилия на работе с компаниями реального сектора экономики. Чтобы максимально учесть интересы клиентов при определении стоимости финансирования, в 2012 году мы тесно взаимодействовали с региональными фондами поддержки МСБ, участвовали в партнерских программах с «МСП Банком», а также активно развивали микрокредитование совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития. Вместе с тем, в течение года Банк сохранял стабильно высокие объемы финансирования крупных стратегических клиентов во всех регионах присутствия.

Розничное кредитование показало очень сильную динамику, сопоставимую с уровнем 2011 года. Расширению потребительского рынка способствовали умеренные темпы ­инфляции и увеличение бюджетных расходов государства на фоне высоких экспортных поступлений, обусловленных ростом цен на нефть. В целом портфель кредитов населению вырос в 2012 году на 34,8 % — преимущественно за счет ипотечного портфеля, увеличившегося на 44,9 % до 22,3 млрд руб. По итогам года банк «Возрождение» занял 8-е место в России по объему выданной ипотеки (активная работа с крупнейшими застройщиками и агентствами недвижимости обеспечила до 80 % продаж ипотечных продуктов). Мы также целенаправленно повышали привлекательность потребительских кредитов, ориентируясь на наш традиционный клиентский сегмент — участников зарплатных проектов Банка и сотрудников крупных предприятий и администраций. Кредитный портфель в этом сегменте активно рос в течение года, прибавив 27 % за период, несмотря на некоторое повышение ставок во втором полугодии.

Активно работая над расширением кредитного портфеля, мы тщательно следили за его качеством. Рост доли проблемной задолженности, составившей на конец года 9 %, обусловлен главным образом обесценением нескольких крупных кредитов в корпоративном портфеле. В ключевых для нас сегментах МСБ и розничного кредитования доля проблемной задолженности снижалась на протяжении всего года благодаря взвешенной оценке заемщиков. Тем не менее, на фоне замедления экономического роста и сложной ­мировой макроэкономической ситуации мы пока не планируем сокращать объем отчислений в резервы на возможные потери по ссудам.

Фондирование

Банк традиционно фондирует активные операции преимущественно за счет привлечения средств клиентов, поэтому в течение всего года мы внимательно следили за ситуацией на рынке, своевременно корректируя ставки и другие условия по депозитам. Нам удалось воспользоваться сберегательной активностью предприятий и нарастить депозитный портфель в корпоративном сегменте на 32,7 %. Розничные клиенты также сохранили интерес к сбережению даже на фоне растущего потребительского спроса. В результате объем вкладов населения увеличился за год на 12,3 %. Банк очень сдержанно повышал ставки по розничным депозитам, что позволило удержать стоимость фондирования на комфортном уровне в 4,4 %.

Непроцентные доходы

Комиссии составляют значительную часть нашей операционной прибыли — банк «Возрождение» в России является одним из лидеров по этому показателю. В отчетном периоде мы постарались сохранить долю непроцентных доходов в общем объеме операционного дохода. Комиссионные доходы выросли более чем на 5 % главным образом за счет роста комиссий по расчетным операциям (+7,7 % за год) и комиссий по операциям с банковскими картами (+7,4 % за год). В розничном сегменте мы стремились максимально перенести платежи и переводы на удаленные каналы (терминалы, интернет и мобильный банк), тем самым обеспечив легкость и доступность этих операций для пользователей и, в конечном итоге, рост их доли в общем объеме продаж расчетных продуктов населению. В корпоративном бизнесе дистанционные каналы уже используются для совершения 83 % платежей и расчетов, и мы намерены наращивать этот показатель. Развитие дистанционного обслуживания рассматривается нами как ключевой элемент бизнес-стратегии и основной источник роста непроцентных доходов.

Капитал

Последовательное расширение кредитного портфеля, а также ужесточение регулятивной среды в течение года оказывали давление на капитал Банка. Чтобы в полной мере соответствовать требованиям Банка России, а также планируемым к введению стандартам Базель 3, в 2012 году мы привлекли два транша субординированного депозита по 1 млрд руб. каждый. Вторым источником увеличения капитала стала капитализация прибыли. По итогам года достаточность общего капитала и капитала 1-го уровня составила 14,9 % и 12,3 % соответственно, а в начале 2013 года мы получили третий транш субординированного депозита. Все эти шаги позволили нам уверенно начать 2013 год с комфортной позицией в отношении капитала, которая способна обеспечить запланированные темпы развития бизнеса.

Эффективность и прибыль

На фоне устойчивого роста бизнеса мы не прекращали работу по повышению его эффективности. В 2012 году операционные расходы выросли совсем незначительно, их динамика оказалась ниже уровня инфляции. По итогам года нам удалось уменьшить коэффициент отношения затрат к доходам до вычета резервов на 6,3 п. п. до 58,5 %. В среднесрочной перспективе мы ставим перед собой цель снизить данный показатель до уровня 50 %. Контроль над расходами во многом определил динамику прибыли Банка. По итогам 2012 года чистая прибыль выросла на 46 % до 2,3 млрд руб. и превысила плановые показатели.

Обновление операционной модели

Дальнейшее снижение расходов Банка в значительной степени будет зависеть от реализации проекта по повышению эффективности операционной модели Банка, предусматривающего централизацию значительной части операционных и поддерживающих функций. Ранее мы уже предпринимали аналогичные шаги в розничном бизнесе, в частности, вынесли в удаленный центр операции по сопровождению кредитного портфеля. Теперь, тщательно проанализировав функционал филиалов, мы намерены более широко подойти к централизации бэк-офисных процессов. Решение этой задачи потребует от нас модернизации существующей IT-архитектуры и ­обновления ­операционной структуры. Мы рассчитываем, что успешное воплощение этого проекта не только облегчит затратную часть и повысит эффективность бизнеса, но и обеспечит качественное повышение уровня клиентского сервиса.

Перспективы

Летом 2012 года я был назначен на должность Председателя Правления банка «Возрождение», в связи с чем хотел бы выразить признательность всем акционерам и Совету Директоров банка за оказанное доверие. Свои основные задачи сегодня я вижу в обеспечении дальнейшего развития Банка и достижении высокого уровня рентабельности бизнеса. В 2013 году мы будем наращивать кредитный портфель, самое пристальное внимание уделяя его качеству, и приложим все усилия, чтобы сохранить лидерство на рынке по доле непроцентных доходов. Сбалансированный рост ресурсной базы и снижение стоимости фондирования также останутся в числе наших приоритетов. Особое внимание мы по-прежнему будем уделять сохранению корпоративной культуры и уникального подхода к работе с клиентами, который мы выработали за прошедшие 22 года.

Председатель Правления
Александр Долгополов