Interest-rate and currency risk

Interest-rate risk

Interest-rate risk is exposure to losses as a result of adverse and contingent interest rates change as well as significant drop of interest income. The Bank controls the level of net interest margin (the difference between income obtained from interest-earning assets and costs of interest-bearing liabilities) that is sufficient to cover operating costs and ensure profitability of operations.

The Bank does not consider interest-rate risk as a source of additional income and does not increase it in response to market expectations. Nonetheless, Bank Vozrozhdenie reacts quickly to any changes in the overall level of interest rates and adjusts current base rates on assets and liabilities to meet its targets for interest income.

The Bank has an internal mechanism for internal transfer pricing on resources, allowing to effectively control interest-rate risk so that the cost of funds on bank operations does not exceed the income from these operations. Prices for resources within the Bank (purchase and sale of funds between internal divisions) are regulated in accordance with the situation on the short-term capital market. This encourages internal divisions to structure their assets and liabilities in a way that ensures liquidity maintainance and an optimum price level to protect the net interest margin of the Bank. Mortgage loans and the possibility of their early repayment are the main sources of interest-rate risk. The Bank constantly monitors early repayments in its long-term loan portfolio.

To reduce interest-rate risk, the Bank balances its assets and liabilities by dates of possible interest-rate adjustment and maturities, and reviews current rates at least once a quarter. Rates may be adjusted within a quarter depending on changes in the Bank of Russia refinancing rate and rates on financial markets. The Bank conducts regular stress testing of interest-rate risk for the assessment of potential losses given adverse changes in risk factors.

Interest-rate risks on loan and deposit operations are assessed using gap analysis. Interest-rate risk management is carried out in accordance with the Regulation on the Basic Principles for Managing the Resources of Bank Vozrozhdenie in Roubles and Foreign Currency, updated on a quarterly basis, as well as the Regulation on the Procedure for Calculating Market Risk at Bank Vozrozhdenie. General parameters are defined in the Bank's annual financial plan.

Currency risk

Currency risk is the probability of losses related to changes in exchange rates of foreign currencies to local currency in relation to credit, foreign exchange, equity and currency markets operations.

The main method for assessing and controlling currency risk is calculating open currency positions. The Bank uses methodology developed by the Bank of Russia to estimate the risks from maintaining open positions in foreign currencies.

The Bank’s policy for managing open foreign currency positions includes establishing external and internal limits on currency positions as well as controlling compliance with these limits on a daily basis.

Bank Vozrozhdenie strives to restrict currency risk by minimizing open positions. The quality of assets denominated in foreign currency is monitored carefully, particularly the quality of the loan portfolio.

Internal management of currency risks includes a procedure for daily revaluation of positions and a system of control over volumes and stop-limits for positions that carry currency risk. The Bank sets limits on spot and futures transactions for each type of transactions and currency. All currency operations are executed within the limits that the Bank sets for each counterparty. The Bank sets stop-loss limits for dealer transactions that restrict losses over a particular period: intraday, five-day and one-month.

Assets and liabilities currency structure

The Bank regularly carries out a reassessment of assets and liabilities and uses a stress test that includes calculation of potential losses from drastic changes in currency exchange rates. The frequency of such tests depends on the speed at which market conditions are changing and the level of currency risk. Bank Vozrozhdenie regularly analyzes the potential consequences of changes on the market. When evaluating potential income and losses, it is conservative in forecasting future foreign-exchange rates and assesses various situations, including the worst-case scenario.

The Bank uses currency baskets (combinations of currencies in specific proportions) in order to limit losses from anticipated changes in currency exchange rates. A basket consists of currencies with negatively correlated fluctuations, making the aggregate value of a basket more stable. The most obvious example is a basket consisting of US dollars and euros on the basis of the dual-currency basket of the Bank of Russia.

Open positions in foreign currencies are regulated on the spot market (“today”, “tomorrow”, and spot) within the limits on counterparties.

The effect of currency risk on capital is evaluated using the methodology stipulated in the Bank of Russia’s Regulation no. 313-P “On the Procedure of Calculating Market Risk by Credit Organizations”, dated November 14, 2007, and the internal Regulation on the Procedure of Calculating Interest Rate Risk at Bank Vozrozhdenie.

Процентный и валютный риски

ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК

Процентный риск — это возможность возникновения убытков вследствие непредвиденных и неблагоприятных для Банка изменений процентных ставок, а также значительного уменьшения процентных доходов. В Банке осуществляется контроль над уровнем процентной маржи (разницей между процентными доходами от активов, приносящих доход, и процентными расходами по обязательствам Банка), необходимым для покрытия операционных затрат и обеспечения прибыльной деятельности.

Процентный риск не рассматривается банком «Возрождение» в качестве источника получения дополнительной прибыли, поэтому активных действий по увеличению данного риска, исходя из ожиданий на рынке, не проводится. Тем не менее Банк оперативно реагирует на изменение общего уровня процентных ставок и производит корректировку действующих базовых ставок по привлекаемым ресурсам и размещенным средствам с целью обеспечения запланированных показателей процентного дохода.

В банке «Возрождение» действует механизм внутреннего трансфертного ценообразования на ресурсы, позволяющий осуществлять эффективный контроль за риском процентной ставки, чтобы стоимость финансирования банковских операций не превышала получаемых от них доходов. Посредством регулирования внутрибанковских цен на денежные ресурсы (цен покупки и продажи денежных ресурсов между подразделениями внутри Банка) в зависимости от ситуации на рынке краткосрочного капитала осуществляется стимулирование бизнес-центров к формированию необходимой структуры активов и пассивов для соблюдения принципов ликвидности и оптимизации цен на свои услуги клиентам, что позволяет сохранить процентную маржу банка. Основным источником потенциального процентного риска являются ипотечные кредиты, а также возможность их досрочного погашения. Мониторинг досрочного погашения портфеля долгосрочных кредитов осуществляется Банком на постоянной основе.

Для снижения процентного риска банк «Возрождение» прибегает к балансировке активов и пассивов по срокам пересмотра процентных ставок и срокам погашения, а также не реже одного раза в квартал пересматривает действующие ставки. В течение квартала ставки могут корректироваться в зависимости от изменений ставки рефинансирования Банка России и ставок на финансовом рынке. Регулярно проводится стресс-тестирование риска процентной ставки для оценки возможных убытков при неблагоприятномизменении риск-факторов.

Для оценки процентного риска по кредитно-депозитным операциям используется ГЭП-анализ. Управление процентным риском осуществляется в соответствии с квартальным «Положением об основных принципах управления ресурсами Банка „Возрождение“ (ОАО) в рублях и иностранной валюте», а также Положением «О порядке расчета процентного риска в Банке „Возрождение“ (ОАО)». Общие параметры определяются финансовым планом Банка на год.

ВАЛЮТНЫЙ РИСК

Под валютным риском понимается вероятность потерь, связанная с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте, при проведении кредитных, валютных операций, операций на фондовых и валютных биржах.

Основным методом оценки и контроля за валютным риском банка «Возрождение» является расчет открытых валютных позиций. Для оценки риска, связанного с поддержанием открытых позиций в иностранных валютах, Банк использует методику Банка России.

Политика управления открытыми валютными позициями Банка включает установление внешних и внутренних ограничений на валютные позиции, а также ежедневный контроль за их выполнением.

При осуществлении валютных операций банк «Возрождение» стремится ограничить уровень принимаемого валютного риска путем поддержания минимально возможного уровня открытых позиций. Особое внимание уделяется качеству активов, номинированных в иностранной валюте, и качеству кредитного портфеля.

ВАЛЮТНАЯ СТРУКТУРА АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Для управления валютным риском в Банке используются процедура ежедневной переоценки позиций и система объемных и стоп-лимитов по позициям, несущим валютный риск. Банк устанавливает лимиты на наличные и срочные операции по типам сделок и видам валют. Все валютные операции проводятся в пределах лимитов, установленных на контрагентов. Банк устанавливает лимит максимальных убытков по операциям дилеров (stop-loss лимит), после достижения которого все открытые позиции должны быть закрыты с убытками. Лимит ограничивает потери за определенный период: внутридневные, за пять рабочих дней подряд, месяц.

В рамках внутреннего управления риском Банк периодически проводит переоценку активов и пассивов баланса — стресс-тест, включающий расчет возможных убытков, которые банк «Возрождение» может понести в результате резкого изменения курсов иностранных валют. Периодичность проведения переоценки зависит от стремительности изменений условий рынка и степени валютного риска. Банк регулярно анализирует последствия потенциальных изменений на рынке. При оценке возможных прибылей и убытков банк «Возрождение» умеренно подходит к определению вероятных будущих изменений валютных курсов, оценивает различные ситуации, в том числе и «наихудший сценарий».

Для ограничения убытков, возникающих в связи с ожидаемым изменением валютного курса, Банк формирует валютные корзины. В корзину подбираются валюты, курсы которых обычно «плавают» в противоположных направлениях, взаимно уравновешивая изменения курса валют, что делает совокупную стоимость всей корзины более стабильной. В частности, используется балансировка USD/EUR, исходя из структуры «бивалютной корзины» Банка России.

Регулирование открытых валютных позиций осуществляется на спотовом рынке (расчетами tod, tom, spot) в рамках установленных лимитов на контрагентов.

Оценка влияния валютного риска на капитал осуществляется на основе методики, изложенной в Положении Банка России № 313-П от 14 ноября 2007 г. «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска», и внутреннего Положения «О порядке расчета Банком «Возрождение» (ОАО) размера рыночных рисков».